Армянский собор во Львове и... Д'Артаньян


   Армяне подарили Львову таких выдающихся личностей, как бургомистр Бартоломей Зиморович, историк Садок Баронч, первооткрыватель минеральных источников Трускавца и Дрогобыча Теодор Торосевич. А центром духовной и культурной жизни львовских армян всегда был и остаётся Армянский Кафедральный собор, расположенный на улице Армянской, № 7.
   Во Львове армяне появились во второй половине XIII в. по приглашению основателя города князя Данила Романовича Галицкого.



  Первая массовая волна миграции армян в Европу связана с набегами татар на Армению в XIII в. В XIV в. распадается некогда процветающее армянское Киликийское государство, часть населения которого также переселяется в гостеприимный Львов. Последняя волна миграции армян относится к середине XVI в.


    Армянская колония в древнерусском Львове была одной из крупнейших в Европе после Венеции и Амстердама.
     Примечательно то, что, живя вдали от своей солнечной родины, армяне, как нация, не растворились среди городского львовского населения, а смогли сохранить свои обычаи и культурные традиции на протяжении многих и многих веков.
      В первой половине 17 века во Львове жило уже около 2 тысяч армян. Армяне проживали обособленной общиной, во главе которой стояли староста и совет старейшин, состоявший из 12 самых богатых горожан. У армян были свои общественные и культурные учреждения — суд, школы с преподаванием на родном языке, больница, банк, библиотека. Существовала также армянская типография, в которой в 1616 году Ованес Карматанянц издал «Псалтырь», единственный экземпляр которого хранится сейчас в Венеции. Армяне всеми силами старались чувствовать себя на чужбине как на родине.    
    Сначала они жили у подножия Замковой горы (Подзамче), но позже перебрались в окрестности Низкого замка. Появился армянский квартал и улица Ормянская (Армянская на польском, впервые это название документально упоминается в 1441 году).


   Большинство львовских армян были ремесленниками. Они занимались обработкой металла, золота, изготовлением сапог, полотенец. Заслуживают особого внимания армяне монетчики. Во Львове в то время был небольшой монетный двор, и в нем работали армяне, как единственные в ХV в. специалисты этого дела среди львовских ремесленников.      
       В 12 веке во Львове случился очередной пожар. Огонь не пощадил не только половину городских строений, но и деревянную армянскую церковь. На месте этой сгоревшей церкви в 1363 году и было начато строительство Армянского Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы.  Он строился (1363-1370 гг.) на средства армянских купцов финансировавших грандиозное по тем временам строительство. Это были богатые купцы - переселенцы Яков из Кафы (Феодосия) и Стефанос из Кессарии Каппадокийской (Турция).

SML
     Считается, что собор строился по образцу аналогичной постройки в древней столице армянского Анийского царства городе Ани. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но эти соборы действительно имеют много общих черт. Церковь имела крестово-купольную конструкцию и черты, характерные для армянского сакрального зодчества. Когда касаешься ее стен, кажется, что прикасаешься к архаичной памяти и культуре, к атмосфере, которая несет энергетику столетий.
   В исторических источниках упоминается имя зодчего Армянского собора — Доринг (Доре, ум. в 1384 г.), силезский немец. Однако большинство исследователей справедливо сомневается в том, что чужеземец смог бы так скоро, глубоко и органично проникнуться духом армянского зодчества. Быть может, архитектором был какой-то армянин из Ани или Крыма, а Доринг лишь осуществлял руководство строительством. В последнее время появилась новая версия: имя Доринга прочитано неверно, зодчим был армянин Дорко (или по-другому Дорхи) из Каффы.     Армяне играли очень важную роль в торговле со странами Востока. Товары, которые они привозили — ковры, шелк, сукно, оружие, фрукты, перец, вина — на львовских рынках назывались армянскими и ценились очень высоко. Они не только торговали сами, а также занимали должности торговых переводчиков.


    Львовская пословица утверждает, что там, где начинал торговать греческий купец, плакали два еврейских, а когда приходил армянский, то плакали уже двое греков.
   Львов для них был очень удобным городом, ведь стоял на пересечении двух цивилизаций и большого количества торговых путей с Востока на Запад (и наоборот). Поэтому армянский квартал во Львове постепенно увеличивался. Росли и запросы относительно богослужений, поэтому Львов стал епархиальным центром армян Руси, Молдавии и Валахии (Румынии) еще в 14 веке, а церковь Успения Богородицы стала кафедральным собором. При нем была резиденция епископа, который подчинялся непосредственно Католикосу всех армян т.е. главе Армянской церкви в Эчмиадзине — религиозной столице армян всего мира.


  После смерти последнего династического князя Юрия II (1340 г.), земли княжества Галицко-Волынского, столицей которого был Львов, пытались захватить соседствующие княжества и королевства. И с 1387 по 1772 года укрепилась власть польского королевства. После чего Львов и его земли начали заселять поляки-католики, которые при поддержке короля обретают власть и силу. Дабы уровняться с католиками в правах, местная аристократия способствует подписанию церковной унии (союз) между двумя концессиями. Так 1596 года унию подписали украинцы, сохраняя все свои церковные обычаи и догмы, они приняли протекторат папы. А 1630 года такую же унию приняла армянская церковь, которая находилась на территории Речи Посполитой (польско-литовского государства). Условия унии были подписаны во Львове. Армянский епископ Николай Торосевич публично признал власть Папы Римского. Таким образом, начала существовать Львовская архиепархия Армянской католической церкви.


    Эта уния в пользу армянам не пошла, потому что способствовала их ассимиляции и полонизации. Если в первой половине XVII в. во Львове проживало более 2000 армян, то на 1783 г. их осталось всего 212. К началу XX в. армян во Львове практически не было — остались поляки с полонизированными армянскими фамилиями. Можно заметить, что на надгробных плитах, стоящих у дверей церкви есть надписи, но не на армянском, а на польском языке. Это собственно результат той унии и политики полонизации.
      На протяжении истории Армянский собор много раз обновлялся, достраивался, приобретал обновленный вид и постепенно превратился в архитектурный ансамбль.

SML
      В 1437-м году вокруг него возвели арочную галерею.SLXL​​

    Башня-колокольня над входом во двор построена в 1571 году архитектором Петром Красовским (итальянец по происхождению) на средства некоего Андреаса из Кафы (Феодосия) “В память о своих усопших родителях.”, об этом событии под аркой сохранилась надпись на грабаре (наиболее древняя из сохранившихся письменная форма армянского языка, дословно – “письменное слово”, ныне используется в качестве богослужебного языка).
   В 1630-м пристроили западный неф, в 1682-м появился монастырь армянских бенедиктинок. В 17 веке в комплекс собора вошел армянский благотворительный банк, в 18-м - дворец архиепископов.
    В 1676 году, во Львове случился крупный пожар, в результате которого храм был почти полностью уничтожен. Восстановление храма продолжалось вплоть до 1726 года. В этот период в 1723 году главой Армянского суда Христофором Августиновичем в честь своего покровителя была установлена статуя Святого Христофора. Он должен был стать защитником храма.

    Однако Святой Христофор не помог, и в 1773 году трагедия повторилась. Правда, на этот раз на восстановление ушло всего 6 лет. Но именно оно внесло существенные изменения во внешний вид центрального здания и колокольни.​​

SML
     В храме есть два боковых алтаря. На правом алтаре находится чудотворная икона Григория Просветителя, который считается крестителем армянского народа, а на левом — икона Божьей Матери Каменецкой. Во время изгнания армян турками из Каменца-Подольского, армяне добились разрешения вывоза иконы из армянского храма города и перевезли ее к львовскому храму, в котором она находится по сегодняшний день.
 Внутри собора мозаичный свод, созданный руками Юзефа Мехоффера (Святая Троица), причем многие фигуры мозаики отражают выдающихся жителей города этого периода, в том числе митрополита Андрея Шептицкого.   
  В Армянской церкви не сторонились изображать знаки зодиака, звездное небо, созвездия, потому что небо — это обитель Бога. Такие мотивы редко встречаются в других церквах.SLXL​​
   В 1908-1927 гг. происходила масштабная реставрация собора. Руководил ей архитектор Ф.Менчинский который изменил облик фасада храма придав ему псевдоготический стиль.
  Собор Успения Богородицы является уникальным образцом армянской архитектуры. Он построен из крупного ломаного камня и облицованных тесанных плит, толщина стен достигает 140 см. Купол собора держится на пустотелых ребрах, которые выложены с обмазанных кувшинов (голосников). Весь комплекс собора очень компактный и прячется среди плотной львовской застройки и состоит из трех небольших двориков, связанных между собой. Это Монастырский дворик, Христофоровый дворик, Южный дворик. В середине, окруженный тремя двориками, расположен сам собор.


      Вся эта небольшая территория была выкуплена в свое время армянской общиной в свою полную собственность.
      В Центральном дворике Армянского собора находится старое кладбище XVI-XVII вв. и знаменитая часовня «Голгофа» (XVIII в.) – это деревянная резная часовня, где размещен алтарь, изображающий муки Христа на Голгофе. Этот исторический памятник внесен в Список всемирного достояния ЮНЕСКО!


    Кстати, во дворе Армянского кафедрального собора снималась сцена драки мушкетеров с гвардейцами для фильма «Три мушкетера», а Арамис пел свои знаменитые строки (Господь, ты видишь это тело – в нем жил злодей и пасквилянт…) как раз на фоне «Голгофы».
SML
    Выдающихся церковных и светских деятелей хоронили в крипте собора. В храме сохранилась вмурованная в стену эпитафия патриарха Армении Стефана V, умершего во Львове в 1551 году. Патриарх изображен в полный рост. Надгробие является древнейшим из сохранившихся такого типа рельефов во Львове. Справа эпитафия армянского архиепископа Исаака Исааковича, который сыграл важную роль в жизни армянской общины города. Рассказывают, что этот человек был очень красноречив, поэтому многие львовяне завещали, чтобы именно Исаакович произносил речь на их похоронах. SLXL
  В 1925 году львовский Архиепископ Йозеф Теодорович приступает к капитальной реконструкции Армянского собора: решил расширить храм и обновить его интерьер. Армянский архиепископ был персоной противоречивой, среди его черт были необычайная смелость и харизма. Увидев картины малоизвестного художника-мистика Яна Генрика Розена (1891 Варшава - 1982 США) на его персональной выставке, Архиепископ приглашает художника расписывать Армянский собор (с 1925 по 1929 гг.). Этот заказ стал первой серьезной художественной работой человека с успешной дипломатической и военной карьерой, но с неизмеримым стремлением к творчеству. Архиепископ не ошибся! Фрески Розена в стиле Модерн стали, если не самым ценным элементом этого сооружения, то точно самым эффектным.
   Одной из наиболее впечатляющих фресок работы Яна Розена является фреска «Погребение Святого Одилона». 
      Святой Одилон был аббатом бенедектинцев в Клюни (Франция, 10-11 вв.) Большой заслугой Одилона стало введение понятия «Мир Божий», под которым подразумевалось прекращение междоусобиц в церковные праздники и особые периоды. Нарушение «Мира Божьего» наказывалось штрафами, которые доходили до конфискации имущества, отлучением от церкви и тому подобное. «Мир Божий» способствовал снижению количества междоусобиц и экономическому росту. Пользуясь своим авторитетом Одилон много раз выступал посредником и миротворцем в локальных конфликтах.
    Но больше отец Одилон известен тем, что он положил начало празднованию Дня всех усопших верных в Католической церкви. Этот праздник отмечается 2 ноября. В этот день католики по всему миру поминают покойных членов семьи и родственников, идут на кладбище, убирают могилы, зажигают на них свечи, устраивают общую семейную трапезу.
   На самой фреске изображено то, как гроб св. Одилона несут трое монахов в сопровождении преемника Одилона на посту настоятеля монастыря — Гуго Клюнийского.​​


SML
        Казалось бы, изображено погребение Одилона и больше здесь нет какого-то иного смысла. На самом деле, фреска аллегорически символизирует текучесть времени… Самый последний из монахов, несущих тело Одилона, символизирует собой наше прошлое.  Его капюшон одет, так как прошлое уже далеко и его нельзя изменить. Средний монах символизирует настоящее время — он недоумением или интересом смотрит нам прямо в глаза. У самого первого монаха закрыты глаза и склонена голова – это будущее, которое неизвестно ни для кого и которое мы должны принять. Всем своим видом монах выражает покорность судьбе. Но самое главное -  едва уловимые монашеские тени, которые держат в руках свечи. Это души усопших монахов - они здесь, мы видим зажженные свечи, которые вскоре догорят. То есть - мир невидимый есть, и он - вечен. А видимый мир - это единственный миг - пока горит свеча... За похоронной процессией идут юноши, которые символизируют непрерывность жизни человечества.


        К сожалению, росписи Яна Генрика Розена можно увидеть во Львове только в Армянском соборе. А ведь он расписывал также костел Сретения монастыря кармелиток, семинарскую часовню в резиденции католического митрополита, помещение для крещения детей в костеле Марии Магдалины. Когда пришла советская власть и все костелы закрывались, то костел Марии Магдалины был переоборудован под органный зал, так как там была очень хорошая акустика. А росписи Розена покрыли толстым слоем штукатурки, так как крещальни приспособили под общественный туалет.
   Еще одной особенностью росписей, сделанных Розеном, а также безусловным свидетельством его смелости является то, что он для изображения святых портретировал реальных людей, которых либо знал лично, либо были ему симпатичны, либо были очень известными. Все это вызывало недоумение и противоречивые размышления современников художника, поскольку перед тем они не видели хорошо известных им людей в образе святых. Соответственно Яна Розена подвергали очень суровой критике.​


SML
    В 1937 году Розен получил приглашение от польского посла в Вашингтоне принять участие в росписи фресок для зала приемов в польском посольстве. Несомненно, что именно это и спасло его от всех бед, которые принесла немецкая оккупация Львова. Ян Генрик Розен остается в США, где и заканчивает свой жизненный путь.
   Советский период стал печальной страницей в истории собора. Армянскую церковь ликвидировали, органы НКВД арестовали армянского архиепископа Дионизия Каетановича и приговорили к 10 годам лагерей (где он умер). В 1946 году здесь разместили фондохранилище Львовской картинной галереи (Львовская галерея искусств), а в 1953 - фондохранилище музея Ленина.


   Конечно, во времена хранилища, росписи Розена находились в плачевном состоянии. Восстановить их удалось благодаря поддержке Министерства культуры и национального наследия Польши.
    Витражи - это тоже работа Яна Генрика Розена. Правда, собирали их уже по кусочкам.
     В 2000 году собор вернули армянской религиозной общине, а в январе 2001-го возобновились богослужения и в церковь вернулись прихожане. 25 июня 2001 года в соборе молился Римский Папа Иоанн Павел II. 18 мая 2003 г., когда закончились основные реставрационные рабо-ты и отмечали 740-летие собора, состоялось торжественное откры-тие и освящение кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Украинская Епархия Армянской Апостольской Церкви), которое провел Католикос всех армян Гарегин II. После того как глава Львовской областной госадминистрации передал армянскому архиепископу Григорису ключи от храма, католикос Гарегин ІІ осуществил обряд «открытия двери» и освятил собор. На торжествах присутствовали спикер армянского парламента Армен Хачатрян, президент Союза армян Украины Нвер  Хуторян, французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур с сыном, российский актёр Армен Джигарханян, посол Армении в Украине и посол Армении во Франции, архиепископ УПЦ Августин (Малевич), глава украинского Госкомитета по делам религий, а также экс-президент Украины Леонид Кравчук и многие политики нынешнего времени.
  Отметим, что в 2011 году Пайлот Баба Джи (индийский святой) также был в Армянском кафедральном соборе, после посещения которого сказал, что хочет вернуться, чтобы внимательнее осмотреть все памятные сооружения.
   Сейчас Армянский собор снова принадлежит к Армянской апостольской церкви с центром в Эчмиадзине.


    Двери Армянского Кафедрального собора открыты для всех желающих. Мало того - можно фотографировать всё, что только пожелаете.

ПОПУЛЯРНОЕ